ВИНА -ГОЛОС СОВЕСТИ
Чувство вины – естественная реакция человека, совершившего шаг против совести. Тягостным голосом вины совесть взывает к исправлению допущенного зла. Услышав его и последовав ему, человек раскаивается и стремится уменьшить дурные последствия: просит извинения, старается компенсировать вред, просит прощения. Чувство вины «работает» наиболее продуктивно тогда, когда виновному легко поставить себя на место пострадавшего и испытать к нему сочувствие.
Мешает повиниться гордость как высокое мнение о себе, упрямство, страх признаться в собственной несостоятельности. Все эти уловки нужны человеку прежде всего для того, чтобы избежать самого неприятного: ощущения себя недостойным любви.
Мешает повиниться и достаточно распространенное мнение светских психологов о том, что человек должен избавиться от чувства вины раз и навсегда как от вредного и мешающего жить. Вслед за З. Фрейдом, они рассматривают вину только как проявление подсознательного страха наказания, идущего из детства, пишут о вине как о разрушительном для человека феномене. Расценивая вину как бессмысленное самобичевание, они предлагают всякие способы подавить её в себе и тем самым приносят людям не малый вред. Справедливо было бы различать истинное чувство вины как реакцию на собственные злые дела и намерения, и невротическую вину, которая возникает, когда человек создает некий нереально положительный образ себя и постоянно страдает от несоответствия этому образу. Если развитое чувство истинной вины – это результат хорошего воспитания, когда с детства родители учили ребенка ставить себя на место других, сочувствовать, жалеть их, то невротическая вина – следствие ошибок воспитания. Если человек с детства постоянно подвергается неконструктивной критике родителей, которые, кроме того, еще и не умели показать ему свою безусловную любовь, он всю жизнь мучается вопросом, как заслужить любовь и становится болезненно самокритичным. Пребывая в иллюзии, что он может быть любим только став идеальным, человек постоянно испытывает страх сделать что-то не так. По существу, его болезненную тревожность не правильно называть чувством вины, так как она не связана с совестью, а только со страхом быть отверженным.
ВИНА И РАСКАЯНИЕ ЖЕНЩИНЫ, СДЕЛАВШЕЙ АБОРТ
Женщине, сделавшей аборт, трудно не то что преодолеть, трудно даже в полной мере осознать свою вину, и в этом большая печаль и большая проблема. Мы знаем, что совесть через чувство вины начинает работать, когда мы ставим себя на место того, которому причинили зло. Но страшно ставить себя на место своего абортируемого ребенка. Мы понимаем, что чувство вины требует от нас приносить извинения, исправлять содеянное, возмещать принесенный ущерб, просить о прощении. Но когда аборт совершен, кажется, что уже исправить нельзя ничего! И, оказавшись в этом замкнутом круге, чувство вины начинает невротизироваться, уводит в аутоагрессию и посттравматическое стрессовое расстройство.
Но действительно ли ничего нельзя ИСПРАВИТЬ?
Совесть пробуждает вину, вина требует раскаяния, раскаяние подразумевает действия, которые будут гарантировать, что человек уже никогда больше не совершит того, что прежде возмутило его совесть.
РАСКАЯНИЕ- это сложный процесс, требующий работы и разума, и души. Он включает в себя сожаление, признание своей неправоты, просьбу о прощении, искупление. Верующий дополняет его еще и церковным покаянием.
СОЖАЛЕНИЕ о содеянном приходит как осознание своей вины. Это работа чувств. Сожалея, женщина не рассуждает о содеянном, а плачет о нем. Сожаление не исключает раздвоенность ума и чувств: женщина продолжает считать аборт допустимым, но испытывает ужас и горе от того, что его сделала.
ПРИЗНАНИЕ СВОЕЙ НЕПРАВОТЫ — это работа ума, нацеленная на понимание того, в чем именно заключалась ошибка, что было сделано не так. Женщина может прийти, например, к заключению, что её ошибка в том, что она не пользовалась контрацептивами или вообще вступила в недопустимую половую связь. И неверующие часто останавливаются на этом промежуточном выводе, не доходя до окончательного признания. Аборт – это убийство своего ребенка. Его недопустимо делать не при каких обстоятельствах точно так же как недопустимо убить своего ребенка, который уже родился: «Я не должна была этого делать и теперь, осознавая весь ужас совершенного, я никогда и ни при каких условиях не сделаю это вновь». Допустимость преступления настолько укоренилась в нашем обществе, что не каждая абортница может понять истинную причину своих горьких сожалений о прекращении беременности. Но не полное раскаяние не дает освобождения. В первой главе приводится история матери двоих детей, которая горько сожалея и постоянно плача о нерожденной дочке, хочет родить третьего ребенка взамен абортированного. Но она считает, что аборт четвертым ребенком будет правильным: боится бедности и осуждения окружающих. Она неверующая и искренняя убежденность христиан в том, что если Бог дал ребенка, даст и на ребенка, ей незнакома. Сердце её знает ужас аборта, а ум остается на стороне обыденных представлений о «планировании семьи». Вот льет она, бедная, слезы о прошедшем и о будущих абортах, пока не придет к ней доблесть быть на стороне жизни каждого своего ребенка или … пока механизмы защиты не сокроют от неё скорбь смерти нерожденных детей.
ИСКУПЛЕНИЕ ВИНЫ ВОЗМОЖНО для людей, причастных к абортам. Это путь добрых дел, милостыни. По опыту автора книги, наиболее целительно для них помогать семьям с маленькими детьми или беременным. Среди добровольных помощников движения «ЗА ЖИЗНЬ» много женщин, девавших аборты. Они приходят с надеждой, что помогая новым младенцам появиться на свет, они смогут изжить свою вину перед своими нерождёнными детьми. Каждая выбирает то, что посильно: обеспеченная женщина может оплатить задолженность одинокой беременной по квартплате, купить коляску, у кого-то средств хватает только на памперсы и пеленки, кто-то приносит хорошие вещи, из которых его дети уже выросли, кто-то помогает их разобрать, удобно разложить по полочкам, чтобы мамочкам удобно было найти то, что им нужно для детей и для самих себя. Добровольцы оказывают и профессиональную помощь: врачи и юристы дают бесплатные консультации, кто-то помогает с ремонтом. Владельцы машин берут на себя труд добровольных таксистов. Кто-то безвозмездно помогает смотреть за детьми. Кто-то распространяют листовки против абортов….
Безусловно, многие люди, искупая свою вину, помогают нуждающимся и не сотрудничая с социальными службами, делают это самостоятельно.
Комментарии: