МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-САМОРЕГУЛЯЦИИ
Методика состоит из 3 занятий.
ЗАНЯТИЕ N-1.
Общее время: 40-50 мин.
- Вступление. 5-10 мин.
- Непосредственно занятие 30 мин.
- Подведение итогов: 5-10мин..
- ВСТУПЛЕНИЕ.
- Основные цели:
1.1. Формирование уверенности в своих силах, наличии внутренних
ресурсов необходимых для процессов самооздоравления. С приведением
примеров указывается, что каждый человек обладает внутренними резерва-
ми, механизмами саморегуляции и саногенеза (например: самостоятельное
заживление ран, естественный сон, регуляция внутренних функций орга-
низма и т.д.).
1.2. Знакомство с понятием ПСР. Обучаемые знакомятся с понятием
психической саморегуляции, которое определяется через способность вхо-
дить в «особое состояние», характеризующееся возросшей способностью
управления своим психоэмоциональным и физическим состоянием. Приводят-
ся некоторые характеристики этого состояния — редукция внутреннего ди-
алога, релаксация, приятное чувство отдыха и покоя. Подчеркивается,
что в этом состоянии наше «Я» лишь наблюдает за происходящими измене-
ниями и не нужно пытаться анализировать происходящие во время сеанса
изменения и тем более вмешиваться в них, а «просто довериться мудрости
своего организма, процессам саморегуляции, протекающим в нем».
1.3. Создание мотивации (активной установки) на освоение методи-
ки. Разъясняется полезность и доступность освоения «особого состояния
ПСР» с помощью предлагаемой методики с целью достижения в короткие
сроки состояния релаксации, возможности полноценно отдохнуть, восста-
новить силы за это время, самостоятельно решать свои проблемы в этом
состоянии. Приводятся соответствующие примеры. Подчеркивается необхо-
димость выполнения инструкций во время занятий и самостоятельной рабо-
ты в дальнейшем.
1.4. Подчеркивается необходимость «активного сотрудничества» вы-
ражающаяся в направленности внимания во время проведения основной час-
ти на слова ведущего, музыку и возникающие ощущения. Разъясняется, что
в этом состоянии могут возникать различные психические феномены (те-
лесные ощущения, зрительные образы, звуки, отдельные непроизвольные
движения и т.д.), необходимые для «позитивных, полезных, желаемых из-
менений». (Таким образом создается «неопределенная конструктивная ус-
тановка», направавленная на ожидание этих 1полезных 0 изменений и актива-
ция подсознательного процессов, нужных для них.)
1.5. Ответы на вопросы.
ЗАНЯТИЕ №1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Как известно, для того, чтобы человек мог жить полноценной,
счастливой жизнью, ему необходимо быть здоровым как физически, так и
психически. И практически всегда эти два аспекта здоровья идут рука об
руку, являясь сторонами одной медали. Вот почему столь часто заболева-
ния тела или так называемые соматические заболевания ведут к тем или
иным расстройствам психических функций. И точно такимже образом психи-
ческие заболевания ведут к патологическим изменениям психологического
статуса.
Многие наши болезни, традиционно считаемые сугубо соматическими,
часто имеют в своей основе какие либо психические расстройства, выз-
ванные стрессовыми ситуациями, неотреагированными эмоциями или конф-
ликтными ситуациями. Это имеет особое значение в жизни современного
человека, который подвергается воздействию самых разнообразных психоэ-
моциональных, социальных и, так называемых, «профессиональных» стрес-
совых факторов.
Из всего вышесказанного логично вытекает, что подход к восстанов-
лению, сохранению и укреплению здоровья человека должен быть интегри-
рованным, т.е. способным объединять лечебное воздействие на психичес-
кую и физическую сферы.
Одним из основных методов профилактики и коррекции, как психичес-
ких, так и соматических расстройств является психотерапия, представ-
ленная в настоящее время разнообразными направлениями и методиками.
Наиболее простыми, доступными в освоении и использовании являются ме-
тодики психической саморегуляции (ПСР).
В результате освоения методик ПСР человек обучается контролиро-
вать и регулировать некоторые психические и физиологические процессы в
своем организме. Наиболее важными задачами ПСР являются: повышение то-
лерантности к стрессовой ситуации, снижение эмоциональной напряженнос-
ти, обучению самостоятельной релаксации и мобилизации своих сил в не-
обходимых ситуациях.
Во многих методиках ПСР используется один и тот же принцип: вве-
дение человека в измененное состояние сознания (ИСС), в котором воз-
растает активность подсознательных процессов при сознательном покое.
ИСС или трансовые состояния характеризуются максимальной концентрацией
на внутренних ощущениях. Это достигается (состояния с ограниченным фо-
кусом внимания направленным внутрь). Не следует считать, что ИСС явля-
ются полностью необычными для человека. Состояния с ограниченным фоку-
сом внимания довольно часто встречаются в повседневной жизни каждого
человека. Это может быть, например, чтение интересной книги, или дол-
гая монотонная поездка на автомобиле по знакомой дороге, или длитель-
ное пребывание в лифте и т.д. И, наверное, Вам нетрудно вспомнить си-
туации, когда Вы как бы отключались от внешнего мира, сосредотачивая
свое внимание на каких-то внутренних образах, воспоминаниях, чувствах,
ощущениях. И, наверное, Вы не раз замечали, что Вы как будто смотрите
сквозь предметы, не замачая их.
Ученые считают, что трансовые состояния являются теми полезными
состониями, в которых происходят процессы саморегуляции как психичес-
кой, так и физиологической. Наблюдаемые при этом изменения со стороны
систем кроветворения и дыхания, внутренних органов, а также централь-
ной нервной системы являютс отражением изменений, происходящих в орга-
низме под действием стресса. С другой стороны, в состоянии саморегуля-
ции может происходить активизация восстановительных процессов, приво-
дящих к наиболее полному использованию резервов и положительных ресур-
сов человеческого организма. На этой основе могут формироваться состо-
яния с высокой активностью и работоспособностью.
Освоение современных методик саморегуляции предоставляет человеку
возможность сделать свою жизнь более полной и гармоничной.
ЗАНЯТИЕ №2.
- Вступление.
- Основная часть.
2.1. Поиск и фиксация «ключей доступа» к состоянию релаксации.
а) Присоединение: описание текущего сенсорного опыта.
б) Поиск и фиксация «ключей доступа».
в) Ведение.
г) Определение «ключей доступа» с обратной связью.
д) Внутреннее якорение, фиксация «ключей доступа». ( тренировка
взаимообусловленности «ключей доступа» и состояния релаксации.
е) Выход.
2.2. Подключение «спокойствия» (С. Хеллер, Т.Л. Стил «Монстры и
волшебные палочки.»с.214)
а) Инструкция по выполнению.
б) Просьба вспомнить негативное состояние (ощущение, образы, зву-
ки), которое наиболее часто встречается в повседневной жизни (уста-
лость после работы, часто встречающийся отрицательно окрашенный эмоци-
ональный фактор и т.д.).
в) Кинестетическое якорение негативного переживания.
г) Прерывание паттерна (резкое снятие отрицательного одновременно
с командой перехода к «ключам доступа» к состоянию релаксации).
д) Фиксация ресурсного состояния с установкой на автоматизацию
перехода от негативного к ресурсному состоянию.
е) Синхронизация с будущим и генерализация (обобщение) процесса
на другие сходные ситуации (отрицательные переживания).
ж) Выход.
- Заключительная часть.
Подведение итогов и программирование возвращения в»здесь и сей-
час» с полезными изменениями. Создание мобилизирующего образа.
- Сегодня мы продолжим работу, начатую на 1-м занятии(?). Как Вы
уже знаете, то ресурсное, релаксационное состояние, в котором Вы нахо-
дились в прошлый раз, является полезным для Вашего организма, в отно-
шении как психической так и физической составляющей здоровья.
Целью нашего сегодняшнего занятия является обучение способности
достигать этого состояния релаксации именно тогда, когда Вам это необ-
ходимо больше всего, т.е. в тех ситуациях, когда Вы испытываете напря-
жение или какой-либо дискомфорт.
Основным принципом нашей методики саморегуляции является достиже-
ние желаемого ресурсного состояния практически в любой ситуации. И для
того, чтобы легко и быстро входить в особое состояние саморегуляции
Вам необходимо освоить, так называемые «ключи доступа» к этому состоя-
нию.
и быстро. И для э
Обучение вхождению вхождению в состояние саморегуляции.
» Прежде чем вы закроете глаза, я попрошу Вас занять наиболее
удобную позу таким образом, чтобы ваши руки и ноги не перекрещивались
и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. И продолжая дыхание, Вы можете
почувствовать свое тело более полно, поскольку Вы уже знаете, что все,
что сейчас будет происходить, направленно на полезные изменения, кото-
рые заключаются в приобретении новых возможностей регулции своего сос-
тояния, новых знаний и достижения хорошего самочувствия. И в течение
ближайшего времени Вы можете позволить себе просто отдохнуть и рассла-
биться, в то время как процессы, происходящие вне Вашего сознания,
проделывают полезную работу, направленную на сохранение Вашего здо-
ровья и обучению новому и полезному состоянию саморегуляции.
И сидя сейчас в этом кресле и слушая мой голос, Вы можете осоз-
нать ритм своего дыхания и почувствовать как во время вдоха Ваша груд-
ная клетка поднимается, а во время выдоха грудная клетка опускается и
с каждым выдохом Вы можете расслабляться еще больше. И продолжая свое
дыхание, Вы можете почувствовать насколько удобно кресло в котором Вы
сидите, слушая как я продолжаю говорить, и Вы можете почувствовать как
кресло выдерживает вес Вашего тела, и ощущая надежность кресла, Вы мо-
жете довериться ему, чтобы расслабиться еще чуть больше и почувство-
вать насколько оно удобно и комфортно. И пока Ваши глаза закрыты, Вы
можете заметить, что Вас окружает тишина, в которой могут возникать
какие-то звуки которые, может быть, к Вашему удивлению, помогают еще
полнее ощутить покой и комфорт. И в то время, как Вы продолжаете си-
деть в этом кресле, чувствуя вес своего тела, Вы можете заметить тепло
в тех местах, где Ваши руки соприкасаются с ногами и ощутить темпера-
туру окружающего воздуха открытыми участками своего тела. И слушая мой
голос, Вы можете довериться ему и следовать за ним, понимая, что Вы
находитесь в уютном, тихом помещении, где можно просто расслабиться и
отдохнуть.
И не знаю, будете ли Вы слушать мой голос или сможете дышать еще
спокойнее, или просто будете наблюдать за теми ощущениями, которые мо-
гут появляться в разных частях Вашего тела, но Вы можете позволить се-
бе погрузиться в это особое состояние внутренней тишины и покоя еще
глубже.
Закройте глаза… Сконцетрируйте внимание на своем
дыхании. Сделайте несколько глубоких вдоха и выдоха… И продолжая
наблюдать за своим дыханием, вы можете почувствовать свое тело более
полно и целостно. И поскольку вы уже знаете, что все, что сейчас будет
происходить направлено на полезные изменения, которые заключаются в
обучении новым возможностям регуляции своего состояния, приобретении
новых знаний и достижения хорошего самочувствия. И в течение ближайше-
го времени вы можете позволить себе просто отдохнуть и расслабиться, в
то время как процессы саморегуляции происходящие вне вашего сознания,
проделывают полезную работу, направленную на восстановление вашего
физического благополучия, душевного равновесия и решение некоторых ва-
ших проблем…
И сидя сейчас в этом кресле, и слушая мой голос, вы можете осоз-
нать ритм своего дыхания и почувствовать как во время вдоха ваша груд-
ная клетка поднимается и расширяется, а во время выдоха опускается под
собственной тяжестью. И с каждым выдохом вы можете расслабляться все
больше и больше… И продолжая наблюдать за своим дыханием вы можете
почувсвовать насколько удобно кресло в котором вы находитесь, и слу-
шая, как я продолжаю говорить, вы можете почувствовать как кресло вы-
держивает вес вашего тела, и ощущая надежность кресла, вы можете дове-
риться ему,чтобы расслабиться еще чуть больше и почувствовать насколь-
ко оно комфортно и удобно. И пока ваши глаза закрыты, вы можете заме-
тить, что вас окружает тишина,в которой могут возникать какие-либо
звуки, которые,может быть к вашему удивлению,помогают еще полнее ощу-
тить покой и комфорт.И в то время как вы продолжаете сидеть в этом
кресле, чувствуя вес своего тела, вы можете ощутить тепло в тех мес-
тах, где ваши руки соприкасаются с ногами и почувствовать температуру
окружающего воздуха открытыми участками своего тела и слушая мой го-
лос, вы можете довериться ему и следовать за ним, понимая , что вы на-
ходитесь в уютном, тихом помещении, где можно просто расслабиться и
отдохнуть.
И я не знаю будете ли вы продолжать слушать мой голос, или смо-
жете дышать еще спокойнее или просто будете наблюдать за теми ощущени-
ями, которые могут появляться в разных частях вашего тела, но вы може-
те позволить себе погрузиться в состояние внутренней тишины и покоя
еще глубже. И с каждым вдохом ваша грудная клетка поднимается вверх, и
с выдохом опускается вниз, и вы можете почувствовать движение возду-
ха,наполняющего ваши легкие и это позволит вам почувствовать насколько
расслаблены мышцы вашего тела. И почувствовав места, в которых ваше
тело опирается на кресло,вы можете заметить как с каждым выдохом мышцы
вашего тела полностью расслабляются и отдыхают. И внутри вас могут
возникать какие-либо мысли, чувства или образы, которые помогают вам
погружаться в это особое состояние внутренней сосредоточенности и по-
коя.
И оставаясь в этом особом состоянии сознания, вы можете заме-
тить, что на периферии вашего сознания происходят полезные процессы,
которые позволяют вам слушать окружающие вас звуки и мой голос,в то
время как вы продолжаете свое расслабленное дыхание и поэтому вы може-
те ощутить чувство спокойствия и уверенности. И ритм вашего дыхания
заставляет вас следовать по пути расслабления все дальше и дальше.
И хотя ваш сознательный разум может быть удивлен тем, что проис-
ходит,ваше подсознательное уже знает, что ему делать для вас как для
целостного организма. И в то время как в центре вашего внимания нахо-
дятся некоторые вещи, вы можете не замечать тех полезных бессознатель-
рых изменений, происходящих где-то на периферии вашего внимания.
И находясь в этом особом состоянии сознания, вы можете вспомнить
ту ситуацию о которой вы мне рассказывали. И по мере того, как вы
вспоминаете ту ситуацию полнее и глубже, отчетливее и яснее, вы може-
тек пережить ее заново. И по этому вам не надо еще больше расслаблять-
ся для того, чтобы увидеть то, что вас тогда окружало… услышать зву-
ки, которые присутствовали тогда, и заново пережить все те приятные,
успокаивающие и позитивные чувства и ощущения, которые вы испытывали
тогда. (Используя выражения пациента описать эту ситуацию во всех мо-
дальностях, начиная с ведущей). И вспоминая эту ситуацию, вы можете
иногда слышать какие-то посторонние звуки,
И продолжая свое внутреннее путешествие по времени, вы можете понять,
что сдесь нет ничего, что было нужно делать
2.1. Присоединение: описание текущего сенсорного опыта.
а) Цель занятия.
б) Создание у пациента чувства «комфортности», уверенности в его
безопасности, что достигается через описание его «позитивных» ощущений,
связанных с нахождением в этом кресле и т.д..(здесь и сейчас).
в) Описание текущего сенсорного опыта, делая акцент на ощущениях,
способствующих более глубокой релаксации.
2.2. Ведение. Начинается постепенно( и поэтому…, и по мере то-
го, как… и т.д.).
2.3. Создание «релаксационного образа».
Варианты создания:
а) Описание «внешнего» для пациента образа(в группах).
б) Описание какого-то переживания из личного опыта пациента, при-
водившего к состоянию отдыха и покоя.(при индивидуальной работе).
Правила: — использование всех модальностей.
— описание должно усиливать релаксацию (здесь же — ути-
лизация помех).
Основная цель не вызвать сам этот образ во всех подробностях у
пациента, а усилить релаксацию путем употребления «релаксационных»
слов и словосочетаний(не обязательно относящихся лишь к данной ситуа-
ции; их следует интонационно выделять ) и отвлечения внимания пациен-
та(тем самым снимая чувство ожидания чего-то, и след. напряжения).
Желательно пользоваться словами пациента.
2.4. Активизация внутреннего поиска пациента:
а) просьба вспомнить какое-нибудь другое «релаксационное» пережи-
вание.(при этом продолжая грузить).
б) в «ТРАНСФормейшен» о создании неопределенной позитивной уста-
новке (утилизация любых возникающих психических феноменов).
2.5. Фиксация этого состояния саморегуляции.(создание установки
на последующее углубление, закрепление и т.д.)
2.6. И вы млжете войти в … состояние настолько глубоко, полно и
т.д. , насколько это необходимо, чтобы … . (на самостоятельность)
2.7. Выход.
«Подведение итогов» и программирование возвращения в «здесь и
сейчас» с полезными изменениями.
Создание несколько мобилизующего образа.
Комментарии: