Это незаконченный набросок оригинальной статьи представленной на конференции АРА. Так как еще очень многое находится в стадии доработки, я прошу вас не рассказывать никому содержание этой статьи. Она написана для тех, кто уже достаточно хорошо знаком с теорией гештальта, и очевидно, я постараюсь сделать ее более понятной для более широкой аудитории. Таким образом, я заинтересован как в конструктивной критике, так и в советах относительно содержания и стиля (насколько читабельна и понятна она?).
Спасибо Тодд.
Теория личности – это попытка описать групповые (общие) функциональные характеристики людей, и в то же время это система, которая обеспечивает описание функциональных характеристик индивида, которая позволит нам отличать одного человека от другого и предвидеть как смыслообразования, так и поведение индивидуумов. Всякая законченная теория личности также указывает на общие и индивидуальные способы смыслообразования и на характерные способы поведения, которые развиваются во времени. Следовательно, теория личности имеет решающее значение для классификации в психопатологии, а также для методов, ведущих к изменениям или лечения. Положения теории личности должны также быть использованы для проведения исследований и выработке новых идей.
До недавнего времени было вполне обычно для теории личности, что это что-то туманное, эмпирически необоснованное и еще служащее как общее руководство для клинических применений психологии таких как психотерапия и исследования. Теории различаются по тому, насколько все их аспекты ясно сформулированы и подходят для применения в исследованиях. Последние два десятилетия положение дел изменилось коренным образом. В психологии «когнитивная революция» сделала возможным изучение внутренней работы когнитивных процессов, так что значительно снизилась потребность в использовании слишком умозрительных методов, которые мы унаследовали от таких как школ как психоанализ. Нейронауки и нейропсихология открыли двери к пониманию процессов, лежащих в основе познавательных процессов, эмоций, и поведения. Наше понимание процесса развития поведения (в широком смысле этого слова — Прим. перев.) и смыслообразования также продвинулось далеко вперед. Здравоохранение превратилось в индустрию здравоохранения, и с этой переменой появились новые требования к ответственности и формам оказания помощи, которые являются эффективными и подкреплены научными доказательствами своей эффективности.
ВАЖНОСТЬ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Конечно невозможно провести хорошее исследование без хорошо продуманной теории личности, которая основана на современных знаниях. И может быть менее очевиден тот факт, что хорошая клиническая работа также требует хорошо обоснованную теорию. Diamond (1971) провел неформальное исследование, в котором он опросил разных терапевтов и сравнил их понимание теории личности, на которой они основывали свою работу. Он сравнивал выдающихся терапевтов и терапевтов со средней репутацией. Он обнаружил интересные вещи. Терапевты, с хорошей репутацией имели наиболее развитые и четко сформулированные теории. Терапевты со средней репутацией имели намного больше трудностей в формулировании их теорий.
К несчастью для Гештальт Теории, Перлз, пытаясь противостоять сверх-интеллектуализированной культуре и повысить важность аффектов и чувств, привел к общему обесцениванию теории и длительных исследований. Эта точка зрения в крайней степени выражена в «Учебнике Гештальт Терапии» Hatcher и Himelstein (1976), в которой совсем не уделено места теоретическим и научным основам Гештальт Терапии. Часть 2-я их книги, которая была озаглавлена как «Современная теория», едва касается этого вопроса в том смысле, что за исключением семи страниц взятых из «Обзора практики Гештальт Терапии» Yontef (1971) она не содержит ничего действительно теоретического.
В результате Гештальт Терапия сама по себе была основана без ясной и четкой теории личности и развития личности, из которой можно выводить новые идеи, отслеживать процесс психотерапии и сделать возможным проверку и улучшение ее научным сообществом. Для порядка () Perls, Hefferline и Goodman (1951) попытались дополнить и переопределить некоторые психоаналитические концепции такие как Эго, Ид, Self и определили личность как «систему отношений …..». совершенно ясно, что Перлз и др. боролись за что-то новое , что к сожалению привело к плохим определениям и недостатку логической согласованности в остальных их теоретических работах. Хотя несколько наиболее ценных их попыток выбрал Smith (1997) и объяснил как цикл контакта (иногда неправильно называемый «циклом опыта», который объединяет некоторые логические непоследовательности). Его попытке недоставало точности и специфичности, необходимой в современном клиническом и исследовательском сообществе (Burley and Fodor, работа готовится). Также некоторые его концепции не вполне соответствуют современным базовым знаниям в психологии. В результате Гештальт Терапия была сама по себе основана без ясной и четкой теории личности и развития личности, из которой можно выводить новые идеи, отслеживать процесс психотерапии и сделать возможным проверку и улучшение ее научным сообществом. Поэтому она основывалась выводя множество своих теоретических положений из современного психоанализа, когнитивной поведенческой терапии и школ, которые уделяли больше внимания теории и исследованиям в отношении к функционировании личности и лечению. Если посмотреть на всю литературу по гештальту, то станет ясно, что в нем есть зерна многообещающей и полной теории личности, которая может привести к важным исследованиям, и успешному пониманию психологических расстройств, хорошо соответствовать современной литературе по психологии и быть полезным руководством при лечении.
ПАРАДИГМА MADDI ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ.
Maddi (1989) в своем отличном сравнительном анализе теорий личности, создал парадигму для облегчения сравнения теорий. Его определение «личности как стабильного набора характеристик и наклонностей, которые определяют те общности и различия в психологическом поведении (мыслях чувствах и действиях) людей, которые продолжаются во времени и которые не могут быть легко объяснены исключительно как результат взаимодействия социальных и биологических факторов в данный момент» (Maddi, 1989). По Maddi хорошо построенная теория личности должна включать положения относящихся к ядерным тенденциям, ядерным характеристикам и конкретным периферическим характеристикам. Он различает то что он называет ядром личности или те атрибуты, которые являются общими для всех людей, и периферию личности, или те атрибуты, которые различны и используются для объяснения различий между людьми. Maddi утверждает что в ядерных аспектах теории личности, специалисты по личности «выводят главное положение о направленности, цели и функционировании жизни человека». Например, в классическом психоанализе ядерное положение состоит в том, что человек стремиться к увеличению инстинктивного удовольствия и у уменьшению боли, наказания и вины.
Периферические аспекты личности или те аспекты личности, которые отличают одного человека от другого, также являются важными по Maddi (но наших целях мы отложим дискуссию о их соответствии Гештальт Терапией). Здесь достаточно следовать нашему психоаналитическому примеру, примером периферических черт личности являются типы характера такие как оральный характер, который можно было бы охарактеризовать такими чертами как склонность к вине и жадности. Процесс преобразования ядерных характеристик в периферические является процессом развития.
ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ГЕШТАЛЬТА: ЗАВЕРШЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ГЕШТАЛЬТОВ.
Тщательный обзор литературы по гештальту и наблюдение за работой гештальт-терапевтов обнаружило полезное и надежное ядерное положение. Оно состоит в следующем: Личность имеет тенденцию к формированию и завершению или разрушению гештальтов, основанных на организмических потребностях и интересах. Некоторые определения могут быть полезны для того, чтобы сделать это положение ясным. Слово личность использовано здесь для обозначения целого биологического организма и его феноменологического поля, или его понимания себя и контекста или экосистемы, в которой он находится.
Гештальт – множественное число от немецкого слова «gestalt», которое описывает как формы восприятия основанные на стимулах настоящего, сочетаются с прошлым опытом. Например, я знаю из опыта, что определенная дрожь и ослабление внимания означает, что я не ел и уровень сахара крови падает. «Гештальт» – это то, что становится центральным в моем сознавании, когда я чувствую слабость и легкую дрожь.
Потребности основаны на самом организме. Они исходят из самого биологического процесса личности и приблизительно организованы в той самой иерархии потребностей Маслоу (19700, который постулировал такие потребности как физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности и любви, уважении, самоактуализации и эстетические потребности. Примером этих потребностей могут быть голод или жажда или комплекс опыта скуки и потребности в стимуляции какого-либо рода. Что общего в этих обоих примерах, это то, что эти потребности доступны к сознаванию в какой-либо форме. Потому что сознавание основано на теле вообще и на нервной системе в частности, мы говорим что оно имеет организмическую основу, буквально основано на самой природе организма. Это положение может иногда казаться запутанным, потому что организм может быть стимулирован средой, так что кажется что гештальт основан на среде. Например, когда вы читаете этот абзац, вы перестаете внимательно слушать, вы замечаете, что существует фоновый шум, который вы не замечали до этого. Причина или механизм того, что вы замечаете шум или нет, основана на организме в том смысле, что существуют нижние коленца в среднем мозге, которые постоянно фильтруют звуковую информацию по сходству. Если поступает незнакомый сигнал или сигнал об опасности, сознание обращает внимание на этот звук. Другими словами, не окружающая среда решает, на что обращать внимание, а на что нет, а организм, основываясь на его опыте создания гештальтов.
К сожалению, классические теории личности были основаны главным образом на потребностях, и стало ясно, что одних потребностей недостаточно для объяснения поведения. Сейчас ясно, что даже когда все основные «биологические» потребности удовлетворены, организм все еще действует! Другими словами более чем примитивно говорить, что потребность побуждает организм к «существованию и действию в мире». Например, чье-то внимание склонно блуждать по различным интересам, что кажется не удовлетворяет никакую потребность, кроме простой стимуляции. В своем фундаментальном обзоре литературы по мотивации Cofer и Appley (1964) приводят достаточно литературы о важности деятельности и интересов как мотиваторов и организаторов опыта. Они основывали свой обзор на работах таких разных исследователей как Harlow ( ) по манипуляции, Berlyne ( ) по познавательным реакциям, по реакциям ориентации или внимания, Woodworth, Schlosberg, Marquis ( ), и Berlyne ( ), ясно показавший, что манипуляция, исследование и ориентация или обращение внимания на различные стимулы зависят от потребностей (?). необходимо только понаблюдать за своим собственным поведением в течение нескольких минут, чтобы убедиться в важности интересов и внимания.
Учитывая эти проясняющие определения, мы можем сформулировать ядерное положение Гештальт Теории более простым языком: потребности и интересы индивидуума в его или ее контексте определяют то, что будет являться центральным в его сознавании, и будет вести физическое и когнитивно-аффективное поведение к удовлетворению потребности или интереса, таким образом, чтобы фигура ведущей потребности перестала быть центральной в сознавании индивидуума.
ЯДЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕШТАЛЬТА: ПРОЦЕСС
Хотя формирование множества гештальтов может быть прервано в интересах более важных потребностей и интересов, те гештальты, которые все-таки приходят к завершению или удовлетворению, проходят несколько отчетливых, предсказуемых и длительных шагов, которые являются основой того, что гештальт-терапевты называют процессом. Таким образом каждый гештальт имеет свою траекторию или естественную историю, которая через разрешение к его разрушению. Эти шаги или стадии составляют ядерные характеристики сопутствующие вышеуказанным ядерным тенденциям и будут описаны в деталях ниже. На рис. 1 представлена схема, которая может быть полезна для понимания что за чем следует.
СТРУКТУРА ФЕНОМЕНОЛОГИИ:
Структура феноменологии с позиции Гештальта – это еще одна большая концепция, которая является ключевой для понимания этого процесса, перед тем как мы продолжим его рассмотрение. Сознавание – это следствие контакта на границе Эго. В отличии от психоаналитической теории гештальт теория не утверждает, что граница эго более или менее идентична границам тела. Скорее именно граница показывает край того, что переживается как «Я» или «МОЕ», в отличии от того, что переживается как Другой и «Чужое». Таким образом я могу отнести классическую музыку к «Моему» и латиноамериканский джаз к «Чужому». С другой стороны, если я транссексуал, я могу отнести мои половые органы к «чужому». Таким образом граница плавает на поверхности обмена и отрицания «Я» и «не Я». Поэтому сознавание возникает везде где есть эта разница. Это нетрудно подтвердить если мы обратимся к психологической литературе по ощущениям, восприятию и психофизике. Если я, например, засуну свою руку в банку с холодной водой, то разница между «мной» или теплом и «не мной» холодом будет вполне ясной в моем сознавании, возможно даже болезненной в зависимости от того, насколько холодная вода. Сейчас предположим, что я подержу мою руку без движения в этой банке в течение 15 минут. Вскоре вода уже не будет казаться холодной для меня, не потому что вода перестала быть холодной, а потому, что я привык к холоду, моя рука стала холоднее и вода , которая находилась вокруг моей руки без движения немного нагрелась. В самом деле далее я могу совсем не иметь сенсорного сознавания воды до тех пор пока я не подвигаю рукой и не почувствую сопротивление воды этому движению. Поэтому в Гештальт Терапии мы говорим, что контакт на границе необходим для сознавания. Этот контакт является либо одним из видов внутреннего диалога, либо контактом с каким-либо аспектом окружающей среды или экосистемы, частью которой я являюсь.
Феноменологическое поле состоит из того что доступно сознаванию. Оно включает в себя воспоминания, текущий сенсорный опыт, чувства, ощущения внутренних органов, фантазии, смысловые системы развитые раньше, настоящие смысловые системы, и формы мыслей и опыта. Давайте представим это феноменологическое поле как овал, который содержит все, что доступно к и для сознавания. Если на минуту вы только обратите внимание на свое феноменологическое поле, вы заметите, что ваше сознавание находится в контакте то с одной штукой, то с другой так как линия между «моим» и «чужим» продолжает танцевать в зависимости от ваших интересов и потребностей на настоящий момент.
Сейчас давайте взглянем на формирование и разрушение или разрешение отдельного гештальта во временном континууме и предположим, только для ясности, что мы начинаем с чистого феноменологического поля. Мы представим феноменологическое поле в виде овала.
Маленький кружок в нашем гипотетическом феноменологическом поле представляет собой все, что попадает в фокус внимания или в центр сознавания в конкретный момент. Этот фокус мы обозначим Фигурой (как Фигура/Фон). Фигура — это то, что занимает центральную позицию в нашем сознавании, потому что она была вызвана организмической потребностью или интересом как было описано выше. Появление потребности или интереса поляризует феноменологическое поле в фигуру и фон. Поэтому остальное пространство представляет собой остаток феноменологического поля, которое является фоном сознавания (ощущения, чувства, воспоминания, концепции, и т.д.). Некоторые аспекты фона являются жизненно важными для того, что фигурально на этот момент, и поэтому они представлены пространственно ближе к символу фигуры.
СЛЕДОВАНИЕ ФИГУРЕ ПО ЕЕ ТРАЕКТОРИИ.
Сейчас время представить две очень важных концепции относительно фигуры и фона, которые не только помогут описать опыт данного момента, но также имеют важное применение в психопатологии, которое будет объяснено в последующих главах. Во-первых, вспомним, что фигура привнесена потребностью или интересом, которые являются биологическими в своей основе. Фигура функционирует в феноменологическом поле таким образом, что она организует фон. Например, если я нахожусь в центре землетрясения в Калифорнии и оно относительно сильное, фигура в этот момент – это тряска и шум, сопутствующие землетрясению. Фигура организовывает в фоне в этот момент то, что я помню то, что я слышал, что самое безопасное место при землетрясении – это дверные проемы (вследствие структурной прочности) и я двигаюсь к таким дверным проемам. Сейчас также доступно для моего сознавания то, что мое колено болит, но эта информация сдвигается очень быстро к периферии моего сознания. Таким образом вы видите, что мое феноменологическое поле было организовано тем, что фигурально на данный момент. Фон, таким образом, придает значение фигуре. Эта тряска и шум сигнализируют мне об опасности, и я должен действовать. Та же самая тряска и шум имели совершенно другой смысл, если бы я был на кровати дешевого мотеля. Тряска останется фигуральной, но установка на то, что я в дешевом мотеле, является моим феноменологическим фоном, и поэтому я скорее перевернусь на спину и получу положенное мне удовольствие.
Этот овал остается неизменным все время, но его внутренняя конфигурация изменяется от момента к моменту, так же как и мое сознавание изменяется от момента к моменту.
Используя концепцию, которые мы только что обсудили, давайте сейчас проследим естественную историю гипотетической фигуры от ее первоначального формирования до ее завершения или разрушения. Хотя в действительности реальная жизнь редко соответствует моделям, которые мы создаем, и стадии какого-либо процесса описания спорны, как показывают некоторые теории, модели часто полезны при анализе процесса и событий для клинических и научных целей. Для начала мы постулируем относительно маловероятное событие, недифференцированное феноменологическое поле. Другими словами, нет никакой фигуры в сознавании и поэтому нет никакой поляризации поля на фигуру и фон. Как ни невероятно бы это не звучало, это происходит естественно при условиях, когда человек серьезно практикует одну из форм медитации, или когда кажется, что чьи-то потребности удовлетворены или насыщены. Я вспоминаю особенный опыт, когда я рос в Андах. После завтрака я обычно выходил посидеть на утреннем солнышке на крыльцо и довольно быстро «выключался». Обычно через несколько минут я осознавал, что на какой-то период времени я не осознавал никаких ощущений, никаких фантазий, мыслей, короче говоря никакого сознавания вообще. Мы представим это Недифференцированное Поле как пустой овал.
Сейчас предположим, что биологическая потребность возрастает, например жажда. Помним, что Гештальт теория – о процессе. Итак сейчас происходит процесс, который мы называем Формированием Фигуры. Жажда не возникает или проходит, как будто ее включили или выключили выключателем. Она нарастает во времени. Так как потребность в жидкости возрастает, она начинает проявляться как телесные ощущения, происхождение которых может даже трудно сразу определить. Это может начаться как туманное ощущение. Его даже можно ошибочно принять за голод (возможные последствия чего очевидны). Итак пока биологическая потребность вырастает в новую фигуру в феноменологическом поле, фигура сама по себе может не быть полностью ясной, и может даже будет необходимо поместить эту фигуру в фокус внимания. Эту стадию процесса мы будем называть, Прояснением Фигуры.
Так как потребность, сформировавшая фигуру стала ясной, то это требует какого-либо разрешения. Для того, чтобы это сделать, человеку нужно посмотреть как эта потребность и фигура соответствует существующим условиям Поля. Здесь требуется небольшое пояснение. Гештальт теория скорее основана на теории поля, чем на интрапсихической теории. Таким образом мы интересуемся целостной экосистемой в большом смысле (что противопоставляется теории систем), частью которой является организм. Феноменология – это собственность организма. В том смысле, что личность сканирует как себя так и окружающую среду для тог, чтобы определить как потребность и фигура могут быть разрешены, придав контекст (смысл) ситуации. Эту стадии мы назовем Сканирование Себя и Окружающей Среды. Для того чтобы проиллюстрировать это, давайте представим, что я читаю лекцию и фигурой является то, что у меня полный мочевой пузырь. Фон, организованный этой фигурой к счастью включает то, что потребность находится на когда-то заканчивающемся отрезке времени, что я нахожусь в общественном месте, что я на определенном месте моей лекции, что я не один в лесу, что я выучил определенные социальные нормы относительно такого вида ситуации. Все это придает смысл тому, что фигурально для меня. Итак я сканирую как себя, так и окружающую среду для приемлемого разрешения ситуации. Я мог бы подойти к углу аудитории и прийти к разрешению ситуации, но это имеет свои негативные стороны. Я бы мог молча выйти из аудитории и спуститься вниз в туалет, но фон говорит мне, что мне будет неприятно, если обо мне будут думать как о чудаке. Я также могу подождать до конца лекции или установить время перерыва.
Как только я нашел возможное разрешение, которое кажется мне соответствующим полю и кажется хорошим решением между моим фоном и тем, что является фигуральным для меня, я продвигаюсь к разрешению. Одно время оно казалось мне завершающей стадией, но думая об этом с неврологической и нейропсихологической точек зрения, стало ясно все не так просто. С точки зрения того, что мы сейчас знаем о функциях головного мозга, мы знаем, что существует несколько функций, подчиненным лобным долям, которые включают в себя последовательные и переплетающиеся этапы Намерения, Планирования, Выполнения, и Проверки. Они могут быть рассмотрены как подстадии и в действительности клиническая работа подтверждает важность выделения этих подстадий при наблюдении за работой с потребностями клиента.
Циклы формирования и разрушения гештальта линейны во времени, но необязательно ограничены временными рамками. Другими словами иногда целый цикл может занять меньше секунды, а иногда может длиться несколько лет до того как достигнет завершения. Это же также подходит и к стадии разрешения. Намерение поймать муху в воздухе может быть настоящим, но план действия и действие являются процессом и результатом одного мгновения. Заметьте разницу в этапах проверки, как вы обращаете внимание на ощущения в вашей руке, слушаете жужжание, и медленно разжимаете руку, чтобы убедиться в том, что вы были успешны в ловле мух.
Ассимиляция происходит тогда, когда произошло разрешение и когда происходит включение результатов изменений в поле Self/Окружающая среда. В этой точке процесса, личность ассимилирует результаты разрешения, какими бы они ни были. В случае с мухой, мою гордость от поимки мухи и облегчение от того, что меня это больше не беспокоит, можно противопоставить и другому результату – моему отвращению к мокрой лепешке оставшейся в моей руке. Я сохраню ассимилированные аспекты этого опыта и использую их снова в подобной или менее близкой ситуации в будущем.
В простом и идеальном мире, я бы возвратился в недифференцированное состояние. Конечно это происходит в очень редких случаях. У жизни есть способ занять нас. Обычно, как только одна фигура достигла своего завершения, сразу приходит другой интерес и требует к себе внимания.
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕШТАЛЬТА: СПОСОБЫ ПРЕРЫВАНИЯ.
Так как сознавание зависит от возрастающих потребностей и феноменологическое поле все время поляризуется на постоянно меняющееся и плавающее соотношение фигуры и фона, встает вопрос о организмической саморегуляции в постоянно развивающемся поле. Наблюдая за этим процессом, быстро становиться ясно, что каждый организм имеет характерный способ нарушения процесса формирования и разрушения фигуры. Когда организм функционирует нормально, в соответствии с экосистемой и ситуацией, частью которой он является, тогда весь процесс формирования и разрушения или разрешения фигуры/фона будет относительно плавным и волнообразным (см. рис. 5), так как человек передвигается от фигуры к фигуре или от разрешения к разрешению, в зависимости от фокуса внимания наблюдателя.
То что мы обычно называем патологическим поведением или плохой организмической саморегуляцией будет проявляться в виде разрыва относительно тонкого эффективного движения процесса. Такой разрыв будет выглядеть вполне привычным от действия к действию, оно возникает на одной и той же стадии процесса и в сходной манере. Другими словами прерывание будет склонно возникать на одном и том же месте процесса и прерывание будет привнесено сходным паттерном поведения, не смотря на содержание процесса. Например, если в нескольких ситуациях я тревожусь и я хотел бы избежать тревоги, то я буду использовать те же самые методы или паттерны поведения для того чтобы избежать тревоги, несмотря на то, о чем я сейчас тревожусь в настоящий момент. Чем больше эмоциональный заряд связанный с потребностью, тем более выраженное прерывание произойдет.
Давайте взглянем на то как некоторые из этих прерываний нормального процесса могут происходить на разных стадиях процесса Формирования/Разрушения Гештальта. На стадии Формирования Фигуры один из способов, которым нормальный процесс часто нарушается, состоит в том, что личность научили тому, что потребность, вызывающая формирование фигуры является неприемлемой. Например, человек с анорексией мог заучить, что это неприемлемо испытывать голод. Поэтому какие-либо ощущения, которые могли бы быть связаны с голодом и от которых невозможно было бы избавиться, должны быть проинтерпретированы более приемлемым способом. Такая ошибочная интерпретация может повторяться при необходимости. Постепенно у личности это входит в привычку. Как видно из этого примера, не все, что проживается как фигура является обязательно законной фигурой в том смысле, что фигура может не основываться на организмической или биологической потребности. Некоторые фигуры в действительности могут быть заменителями настоящих. Несколько других важных аспектов показано в этом примере. Во-первых, прерывание на этой стадии будет иметь более глубокие и тяжелые последствия для чьей-то способности к здоровому функционированию, конгруентному с остальной частью поля. Соответственно, расстройства исходящие из этой стадии будут иметь более серьезные последствия для жизни личности вообще. При самых тяжелых расстройствах, таких как тяжелая депрессия и некоторые формы шизофрении, выявляются большие прерывания на этой стадии процесса формирования и разрушения гештальта. Во-вторых, этому есть применение при лечении. Если мы посмотрим на стадию на которой происходит это прерывание, станет сразу ясно, стратегия лечения ориентированная на поощрение разных форм пищевого поведения или просто поощрение принятия пищи обречена на провал. Такая интервенция нацелена на слишком позднюю стадию в цепи феноменологических/поведенческих событий. В результате это будет постоянно приводить к разочарованию как клинициста, так и пациента потому что мало исследовано то, как сформировалась потеря интереса к пище. Лечение должно быть ориентировано не на конечное поведение или его результат, а на сам процесс прерывания.
Прерывание на стадии Прояснения Фигуры обычно приводит к очень разным последствиям. Классический пример истерии – это тогда, когда личность вообще не позволяет фигуре становиться кристально чистой. (см. Shapiro, 196?). Чаще личность сразу переходит к действию без четкого фокусирования фигуры. Так как совершенное действие обычно стереотипно и происходит без ясно сформированной фигуры, поэтому оно не может происходить без хорошего сканирования себя/окружающей среды. Поэтому действия не удовлетворяют мотивирующую потребность. Обсессивно-компульсивные личности способны сформировать хорошую четкую Фигуру с хорошо дифференцированным фоном. Однако, они не способны сохранить фигуру, так как они увлечены все более и более элементами фона, которое являются важными и относятся к фигуре. В некоторый момент времени фигура теряется и так как фон уже не имеет потребности как импульса или своей собственной траектории, личность не может двигаться к какому-либо разрешению. Если, например, я хочу красный «Крайслер», то цена и предполагаемый интерес офицеров дорожного патруля к красным спортивным машинам, являются важными и уместными аспектами фона. Но если они станут такими важными, что я потеряю ясность относительно того, что я хочу, то я зациклюсь на цене и на том, насколько заметен глазу красный цвет, и не смогу прийти к разрешению. Этот сценарий вероятно очень хорошо знаком большинству академически ориентированных людей для которых обсессивное поведение необходимо в некоторой степени для того, чтобы получить образование. В этом примере видно, что взаимно определяющий баланс фигуры и фона в феноменологическом поле был нарушен. Тогда возникает терапевтический вопрос, как возникло это нарушение и какова его цель. Эта информация привела бы к уместным лечебным интервенциям, которые соответствуют структуре заболевания.
Как только произошла поляризация и дифференциация феноменологического поля, личность готова к сканированию Self/Окружающей среды для подготовки к разрешению фигуры или потребности. В этот момент вопросы опоры на себя и на окружающую среду являются крайне важными. Имеющийся у личности опыт, а также степень уверенности в себе соотносятся со своими собственными способностями и с той степенью здоровой независимости с остальной частью Поля, которому личность научилась ранее. Индивидуальные различия колеблются от Зависимых Личностей или людей, которые постоянно ищут слияния, до людей которые настолько боятся слияния, что никогда не могут принять помощь, поддержку или сотрудничество от других. Если, например, мне одиноко и мне нужна компания, я подумаю, кто сейчас свободен в это время, и какой род компании мне нужен. Я могу решить, что я заинтересован в более интимном разговоре, тогда безопаснее быть с тем коллегой, который хорошо известен как завсегдатай местных собраний болтунов. Человек, с которым я хочу провести время, может быть занят и я могу оказаться от проведения времени с кем-либо на этот момент и подождать немного или включить телевизор. Я не нашел хорошего решения между тем, что фигурально и тем, что имеется в наличии и решил отложить на время или позаботиться о потребности не столь оптимальным путем.
Разрешение требует своего собственного действия или действия в самом Поле. Поэтому оно требует способности к рефлексии, моторных и социальных навыков. Мы тут начинаем говорить об агрессии, которая может что-то сделать, или изменить окружающую среду или Self, в соответствии с потребностью, лежащей в основе того, что фигурально на данный момент. Часто люди, которые прорабатывали «невротические» аспекты проблемы, все еще не могут действовать компетентно, потому, что у них никогда не было адекватной модели. Некоторые могут смущаться из-за неловкости, которая обязательно сопутствует опробованию новых действий. Модуляция агрессии (в смысле уровня активации, а не борьбы или боевых действий) является здесь ключевой так, чтобы не быть ни слишком робким в Поле, ни с другой стороны, слишком агрессивным и интенсивным по отношению к Полю, настолько чтобы действовать деструктивно в своей собственной экосистеме. Часто людям, у которых имеется депрессия, трудно жить в мире эффективно. В этом случае обучающие навыки терапевта более важны, чем его или ее чувствительность. Я часто видел как терапия не удавалась на этой стадии потому, что пока терапевт удачно помогал смягчать процесс прерываний, их собственные межличностные навыки были такими, что они мало чему учили в терминах действия в нефеноменологических аспектах Поля.
Ассимиляция – это аспект Процесса Формирования Гештальта, который в чем-то зависит от строения головного мозга взрослого. Мозга не достаточно для того, чтобы проанализировать каждый стимул и каждое событие. Как следствие само собой разумеется, что имеются определенные повторяющиеся действия и способы восприятия. Проведя некоторое время в новой машине уже не нужно каждый раз проверять, что в действительно нажали на тот рычаг. Полагают, что отсутствие какой-либо противоречащей информации об ошибке подтверждает выбранную установку. Подобным образом, не удается воспринять полноту опыта, который бы можно было пережить. Если, например, я научился в среде, в которой я вырос, что определенное действие незначимо для некоторых людей в моей жизни. Я могу не принять во внимание то, что на некоторых людей, кто особенно ценит меня за то, что я делаю, это действие может повлиять.
Проницательный читатель может заметить, что мы продвинулись от начала процесса формирования и разрушения гештальта к последующим стадиям, и что прерывания в начале процесса обычно приводит к более явным «тяжелым» расстройствам, тогда как прерывания на более поздних стадиях связаны более с тем, что мы обычно называем вопросами роста. В ходе терапии терапевт замечает, что он все больше работает до самого конца гипотетического процесса, или другими словами с конкретными действиями и находит новые смыслы.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ГЕШТАЛЬТЕ И ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ:
Когда возникает новая теория в психологии, возникает очевидный вопрос: как эта теория поможет нам предсказывать или понимать поведение лучше, чем другие существующие теории. В случае с теорией личности в настоящее время доминирующее понимание теории личности лучше всего выражено тем, что нам стало известно как пятифакторная теория личности. (Digman, 1990; John, 1990). Эта теория, основанная на множестве факторных аналитических исследованиях, проведенных на нескольких разных культурах за длительный промежуток времени, утверждает, что личность можно лучше всего понять как взаимодействие пяти определенных факторов (ссылки!!!). хотя разные авторы использовали разные названия для факторов, их описания отображали в общих чертах описывали все те же общие факторы. Хотя список факторов сам по себе не нужен для настоящей статьи я привожу их здесь для интересующихся читателей: 1. Эмоциональная стабильность или нейротизм. 2. Эктраверсия/Интраверсия, 3. Интеллект или открытость, 4. Дружелюбность/Враждебность или Покладистость, 5. Добросовестность или Воля к достижениям. «Пятифакторная» модель предполагает, что существует относительно небольшое количество основных измерений личности, которые можно найти как в нормальной так и в клинической выборках, которые, как предполагается, отличаются не качественно, а количественно» (O’Connor & Dyce, 1998). O’Connor & Dyce нашли вариации этих факторов, определяющие и идентифицирующие некоторые личностные расстройства, но не все.
Что интересно, «Пятифакторная» модель и гештальт теория представленная здесь, не противоречат друг другу, как другие теории. Скорее всего 5 или 4 фактора качественно модифицируют процесс. Другими словами, они, кажется, описывают общие характеристики того, как проходит процесс описанный выше. Например, ……. Таким образом эти факторы совместимы с представленной здесь теорией. Таким образом, здоровое функционирование личности может быть более или менее экстравертированное, покладистое, добросовестное, и открытое, во время продвижения от фигуры к фигуре и разрешая каждую тем способом, который подходит организму и совместим с потребностями поля. Другими словами личность может в любой точке 4-х упомянутых факторов также как и останавливаться или свободно и осознанно двигаться в процессе Гештальта. Итак мы говорим о качествах человека, который движется через процесс формирования и разрушения гештальта своим особенным образом. Исключением из этого является фактор эмоциональной стабильности, который, как кажется, описывает черты процесса прерывания на определенной стадии. Другими словами, возможно это просто разные способы процесса прерывания процесса формирования и разрушения гештальта. Интеграция двух теорий уведет нас из мира, где люди описываются в терминах черт и состояний в определенной точке времени, к модели которая включает функциональную роль этих черт во времени. Короче говоря, это приведет нас к более мощной модели. Интеграция обеспечит нас моделью Процесса Черты Х, которая включает в себя не только черты, но и описание того, как черты проявляются в различные моменты времени, как они функционируют в каждый момент времени реальной жизни человека.
Сопоставляя факторную и процессовую модель, становится ясно, что «пятифакторная» теория на самом деле является результатом методологии (факторный анализ прилагательных). Было бы ценно провести факторный анализ фраз ориентированных на действие, что бы дало более процесс-ориентированный набор факторов.
Используя этот подход также решается проблемы, которая тревожила психологов долгое время. Как зная черты личности выбирать метод лечения? К сожалению, такое знание не ведет прямо к методу лечения. Лечебные процедуры проясняются, однако, когда используется процесс-ориентированный подход к чертам личности (Resnick, 1998). Психотерапия обращается к «Как», а не «Почему» и «Что». Таким образом, если клиницист знает, как сформировано определенное поведение, то он или она повлияет на черты, обращаясь к «Как».
Автор хочет выразить свою признательность доктору Келли Мортон, Роберту Резнику, также как и множеству студентов и последипломных специалистов за великолепную и полезную критику и предположения по поводу этой статьи.
Перевел Фокин А.А.
Комментарии: